С 25 по 27 мая 2020 года был проведен второй этап XIX областной конференции исследовательских работ старшеклассников «Кузбасские истоки». Защита работ в этом году проходила в режиме он-лайн.
Ученица 11-а класса нашей школы Глотова София представила на конференции свою новую исследовательскую работу в секции «История Кузбасса. Кузбасс в годы Великой Отечественной войны».
Работа посвящена истории системы школьного образования г. Киселёвска в период Великой Отечественной войны. В основу исследования была положена книга приказов по городскому отделу народного образования Киселёвска, нормативные акты СССР, регламентирующие работу школ в условиях войны, списки призывников в мобилизационной книге Киселевского городского военного комиссариата, архивные документы, опубликованные на сайте Министерства Обороны Российской Федерации. По итогам конференции София заняла 1 место. Некоторые факты из истории школьного образования нашего города в период Великой Отечественной войны: · В 1941 году система образования г. Киселевска включала в себя 1 детский сад, 14 школ, детскую библиотеку ГорОНО. · 68 работников системы образования были уволены в связи с призывом в Красную армию. Среди них 7 директоров школ: двое из них погибли, один – пропал без вести. Найдены места захоронения погибших директоров школ Лунина А. Н. и Руксова Л. С. · Дефицит педагогических кадров, вызванный мобилизацией на фронт, покрывался за счет обучения новых учителей на базе организованного в городе консультационного пункта Сталинского (Новокузнецкого) педагогического училища, а также за счет эвакуированных в Киселевск преподавателей высших учебных заведений. От таких преподавателей требовался пересмотр системы своей работы с учетом особенностей школьного обучения. · В условиях военного времени делалось все возможное для обеспечения полноценной работы школ, полного охвата детей всеобучем, для этого организовывались родительские и учительские рейды по улицам, с привлечением учеников - активистов. Школы оказывали помощь учащимся по ремонту износившейся одежды и обуви. · Несмотря на военное лихолетье, организовывался летний отдых школьников: работали пионерские лагеря и детские площадки. · Школьники изучали нормы противовоздушной и химической обороны, проходили начальную допризывную подготовку. От учителей требовалось преподавание предметов с учетом актуальной ситуации на фронте. · Работники системы образования подвергались принудительному перемещению рабочей силы. В основном это была уборка урожая в колхозах осенью и погрузка угля на шахтах города в летний период. При школах оставляли только одного сотрудника в качестве дежурного. От погрузочных работ освобождались только инвалиды и беременные женщины со сроком более 6 месяцев. Уклонение от работ влекло за собой судебное преследование. · Все работники народного образования в 1942 г. были привлечены к уплате обязательного государственного военного займа. · В условиях войны учителя могли рассчитывать на предоставление жилья, помощь в перевозке топлива и выращенного урожая картофеля. Уже в период войны стали применяться меры социальной поддержки работников образования, ставших инвалидами войны, оказывалась помощь семьям погибших работников образования. · К работам разрешалось привлекать и учеников. Учащиеся 6-10 классов откомандировывались на полевые работы, на очистку снега на железнодорожной станции. В 1943 году в связи с ускоренным строительством коксовой шахты №7-а учащиеся 7-10 классов всех средних школ были направлены на работу по очистке от снега подъездных путей. Заработанные средства должны были быть перечислены в фонд строительства авиаэскадрильи «За Родину». · В условиях войны все работающее население должно было соблюдать трудовую дисциплину и строго выполнять должностные обязанности. Применялись меры судебного разбирательства в отношении работников, допустивших прогул, самовольно ушедших с работы, а также опоздавших на занятия или ведущих урок без поурочного плана. · Строгая дисциплина требовалась и от учеников. Систематическое нарушение дисциплины на уроках, драки с учащимися, оскорбление учителей могли повлечь за собой исключение из школы без права поступления в другие школы РСФСР сроком на 3 года. Специальный приказ регламентировал посещение школьниками кино, театров и других зрелищ. Таким образом, можно утверждать, что педагоги, работники школ, учащиеся нашего города внесли свой посильный трудовой вклад в дело обеспечения нужд фронта и тыла, что стало одним из многих слагаемых Великой Победы. |