Сайт МБОУ

"Средняя

общеобразовательная

школа №14"

г. Киселёвск

Положение об учебном кабинете начального образования

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 

1.     Учебная деятельность, связанная с высокой умственной активностью, огромным нервно-психическим напряжением, значительными усилиями со стороны опорно-двигательного аппарата и вегетативных систем, должна быть строго регламентирована и рационально выстроена. Правильно организованный учебно-воспитательный процесс, грамотно спланированный и оснащенный кабинет, способствуют приобретению прочных знаний, нормальному росту и развитию детей, сохранению и укреплению их здоровья. Физиолого-гигиенические требования к организации учебного процесса направлены на то, чтобы оградить организм младшего школьника от чрезмерного утомления, сделать учебную деятельность максимально эффективной.

2.     Кабинет или классная комната – это подразделение школы, предусмотренное для образовательного процесса с учащимися I-IV классов. Кабинет оснащен наглядными пособиями, учебным оборудованием, техническими средствами обучения, мебелью и приспособлениями, необходимыми для обучения, развития, формирования общеучебных и специальных умений, навыков, способов познавательной деятельности, воспитания обучающихся и творческой работы учителей. В нем проводятся уроки, факультативные и внеклассные занятия, воспитательная работа с обучающимися. Вся эта работа осуществляется с помощью широкого использования технических средств обучения, демонстрации опытов, проведения самостоятельных работ, книг, справочных, дидактических и раздаточных материалов.

3.     Для занятий обучающихся I-IV классов по технологии, изобразительного искусства могут создаваться специальные кабинеты. Уроки музыки проводятся в специально оснащенных, предназначенных для этой цели кабинетах для I-VIII классов данного образовательного учреждения.

4.     Учебное помещение класса начальной школы должно иметь простое, рациональное оборудование, которое обеспечивает осуществление педагогического процесса на современном уровне, способствует сохранению и улучшению здоровья младшего школьника.

5.     Учебные помещения включают рабочую зону обучающихся, рабочую зону учителя, дополнительное пространство для размещения учебно-наглядных пособий, технических средств обучения, зону личного пространства обучающихся и их двигательной активности, не противоречащей правилам безопасного поведения в классе.

6.     Категорически запрещается оборудовать места для хранения верхней одежды в учебном помещении (кроме образовательных учреждений в сельской местности).

7.     Чтобы избежать встречных потоков при передвижении обучающихся разных групп из кабинета в кабинет, целесообразно размещать кабинеты начальной школы на одном этаже школьного здания или в специально выделенном отдельном блоке (БНК). 

II. ОБОРУДОВАНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА УЧИТЕЛЯ 

1.Рабочее место учителя оборудуется с учетом особенностей его трудовой деятельности и в соответствии с требованиями научной организации труда, эргономики, техники безопасности и эстетики.

2.Рабочее место учителя в I-IV классах – стол с отделением для хранения письменных принадлежностей и пособий, подготовленных к урокам или специальный стол с местом для компьютера (процессора, монитора, клавиатуры), подставка для демонстрации опытов. Рабочее место учителя может находиться у окна на расстоянии не менее 80 см от классной доски. Стол учителя не должен загораживать классную доску, интерактивную доску.

3. Технические средства обучения – это устройства, помогающие учителю обеспечивать обучающихся учебной информацией, управлять процессами запоминания, применения знаний, контролировать результаты с помощью              тех видов технических средств обучения, которые соответствуют достижению целей общеобразовательной программы начальной школы.

4. Для управления процессом обучения младших школьников существует автоматизированное рабочее место учителя (АРМ). Это место пользователя-специалиста, оборудованное средствами, необходимыми для автоматизации выполнения им своих профессиональных обязанностей.  Оно включает в себя персональный компьютер, различные периферийные устройства и дополнительные сервисы. Информационное наполнение АРМ создает условия для более глубокого и качественного усвоения обучающихся основных вопросов курса начальной школы, увеличивает долю информации, представленной в подвижных зрительных образах.

5. Организация учебной работы в кабинетах, оснащенных персональным компьютером и другой техникой, должна соответствовать гигиеническим требования и нормам, предъявляемым к видеодисплейным терминалам.

6.Учителю неукоснительно следует соблюдать правила техники безопасности при работе с техническими средствами обучения. Заместитель директора школы по УВР 1 ступени организует работу по информированию учителей начальной школы о правилах техники безопасности при работе с ТСО, о чем имеется запись и росписи всех учителей в специальном журнале.

III. ОБОРУДОВАНИЕ РАБОЧИХ МЕСТ ОБУЧАЮЩИХСЯ 

1. Рабочие места обучающихся оборудуются с учетом антропометрических особенностей младших школьников, их гигиены и физиологии, особенностей учебной деятельности, требований научной организации труда и эргономики, а также соблюдением Правил техники безопасности и технической эстетики. Выполнение данных требований способствует гармоническому физическому развитию детей, выработке у них правильной осанки, профилактике нарушения зрения и отклонений со стороны опорно-двигательного аппарата.

2.       Рабочие места обучающихся в I-IV классах – это двуместные высоты. Предположительно использование ростовой учебной мебели. В образовательных учреждениях обязательно использование специальной мебели. Покрытие ученических столов и стульев должно выдерживать частое мытье горячей водой с применением моющих и дезинфицирующих средств.

3.     Расстановка столов, как правило, трехрядная, но возможны варианты с двухрядной и однорядной расстановкой столов  (в учебном помещении квадратной формы). Для групповой формы организации учебной деятельности или для занятий внеурочной деятельности уместно размещать парты или столы разными способами, что позволяет оптимизировать образовательный процесс и повысить результативность той или иной учебной задачи.

4.      Каждому учащемуся должно обеспечено удобное  рабочее место, в связи, с чем кабинеты оборудуются ученическими столами и стульями, номера которых установлены ГОСТ.   

5.     Парты или ученические столы должны быть подобраны таким образом, чтобы поза каждого обучающегося, находящегося за партой, соответствовала стандарту правильной рабочей позы: ученик должен глубоко сидеть на стуле (скамье), опираясь пояснично-крестцовой частью о спинку, ровно держать корпус и голову, слушая, и лишь немного наклоняться вперед при чтении и письме. Между краем парты (стола) и передней поверхностью туловища обязательно сохраняется свободное пространство 4-5 см (примерно ширина ладони). Грудь и живот не сдавлены. Ноги ученика согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом, ступни опираются на пол или подножку, предплечья лежат на крышке парты (стола), создавая дополнительную опору и уменьшая мышечное напряжение. Должно быть нависание края стола над поверхностью сидения на 4-8 см, при этом обеспечивается правильное  положение тела во время письма.

6.      Парта должна иметь угол наклона горизонтальной и наклонной части крышки 15 градусов, что обеспечивает нормальное зрительное восприятие текста. Расстояние от глаз обучающегося до поверхности парты – 31 см. Возможно варьирование в пределах 30-40 см, что позволяет глазным мышцам не оставаться неподвижными и тренирует  способность аккомодации глаз, тем самым, являясь профилактикой ослабления и нарушения зрения.

7.      Сиденье стула должно быть жестким, профилированным по форме ягодиц и бедер, с закругленными углами и передним краем. Высота стула должна равняться длине голени с прибавлением  2 см на высоту каблука. Глубина стула должна быть не менее2/3 и не более ¾ длины бедра. Передний край поверхности стула должен заходить за передний край рабочей поверхности парты на 4 см  у парт 1-го номера, на 5-6 см – 2-го и 3-го номеров и на 7-8 см у парт 4-го номера. Стул рекомендуется передвигать, инстинктивно откидываясь на спинку или, выпрямляясь, подтягивать ноги, чтобы избежать их «одервенения» и спамов мышц. Наиболее оптимальными,  соответствующими стандарту и гигиеническим требованиям в настоящее время являются парты Ф.Ф. Эрисмана.

8.     Парты расставляются в учебных помещениях по номерам: (меньшие – ближе к доске, большие – дальше от доски). Для детей с нарушением слуха и зрения парты, независимо от их номера, ставятся первыми, причем обучающиеся с пониженной остротой зрения размещаются в первом ряду от окон. Детей, часто болеющих простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от продольной наружной стены. Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих в 1-ом и 3-ем рядах, меняют местами, не нарушая соответствия мебели их антропометрическим данным. Во время перемены нежелательно  нахождение  обучающихся за партой. Это противоречит гигиеническим требованиям к условиям проведения перемены, минимизирует двигательную активность младших школьников.

9. При оборудовании учебных помещений партами соблюдаются следующие размеры проходов и расстояний между предметами оборудования в см: 

*  между рядами двухместных парт – не менее 60;

*  между рядом парт и наружной продольной стеной – не менее 50-70;

* между рядом парт и внутренней продольной стеной или шкафами,    стоящими вдоль этой стены, - не менее 50-70;

* от последних парт до стены – не менее 70, если стена наружная, не менее 100;

*  от демонстрации до учебной доски – не менее 100;

*  от первой парты до учебной доски – 240-270;

* наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски – 860;

*  высота нижнего края учебной доски над полом – 70-90;

*  угол видимости (от края доски длиной 3 м до середины крайнего места обучающегося за передним столом должен быть не менее 45 градусов;

10.     Допускается совмещенный  вариант использования разных видов ученической мебели (парты, конторки). Продолжительность непрерывной работы за конторкой не должен превышать 7-10 минут.

11.  Не допускается размещение рабочих мест учащихся в непосредственной близости к рабочему месту учителя, к  входной двери класса, к умывальнику, к кулеру, к фитомодулю.

IV. ТРЕБОВАНИЯ К ОБОРУДОВАНИЮ УЧЕБНОГО ПОМЕЩЕНИЯ. 

1.  При планировке учебных помещений тщательно разрабатывается оборудование кабинета начальных классов. 

2.  В учебных помещениях передняя стена оборудуется классной доской. 

3.  В учебных помещениях используются раздвижные, ленточные или створчатые доски. Классная доска имеет размеры рабочей поверхности не менее 100 х 40 см и размещается по центру учебного помещения на расстоянии 1 м от боковых стен при ширине класса 6 м. Доска оснащается приспособлениями для подвешивания и демонстрации таблиц. Часть доски изготовляется из ферримагнитного материала. Доска имеет устойчивую матовую поверхность темно-коричневого или темно-зеленого цвета, последнее предпочтительнее, антибликовое покрытие. Удобными являются доски, изготовленные на основе стального эмалированного листа. Высокое качество стеклоэмалевого покрытия на стальном листе вместе с использованием звукопоглощающей подложки позволяют легко и бесшумно наносить информацию с высоким контрастом и свободно удалять написанное губкой или салфеткой. На данной доске возможно размещение пособий с помощью магнитов.

4.  Под доской устанавливаются ящики для пособий, карт, таблиц, подготовленных к уроку, ящик с цветными мелками и губкой. Наиболее предпочтительный цвет мела светло-желтый.

5. Возможно оборудование дополнительной доски, расположенной на продольной внутренней стене. Она может быть предназначена для проведения уроков, факультативов, для работы в системе групповой работы и занятий внеурочной деятельности.

6. В учебном помещении для 1 класса часть доски разлиновывается для письма предпочтительно светло-желтыми линиями.

7. В современном кабинете начального образования применяются маркерные доски. При использовании маркерной доски цвет маркера должен быть контрастным (черный, красный, коричневый, темные тона синего и зеленого).

8. У противоположной стороны классной доске стены  располагаются шкафы или модульная стенка для хранения учебных и дидактических пособий. Рабочие места учащихся у задней стены должны быть отделены от шкафов проходом, что позволяет свободно и безопасно подходить к шкафам и открывать их.  У одной из стен класса (предпочтительнее задняя), оборудованного техническими средствами обучения, устанавливается тележка-подставка для ТСО.

9. Если в учебном помещении после уроков функционирует группа продленного дня,  то в закрытых секциях шкафов или модульных стенок возможно хранение настольных и других игр, используемых в работе ГПД.

10. Портреты детских писателей и других известных людей, упоминание о которых имеется в учебных программах, располагаются на свободных местах задней стены.

11. Каждое учебное помещение оборудуется умывальником, подводкой воды и сливными трубами. Этот уголок оснащается зеркалом, которое располагается на уровне глаз младших школьников. Установку раковин в учебных помещениях следует предусматривать на высоте 0,5 м от пола до бортика раковины для обучающихся I-IV классов. Около раковин устанавливаются педальные ведра, держатели для туалетной бумаги. Рядом с умывальными раковинами размещают электро- или бумажные полотенца для обучающихся, полотенца должны быть в наличии постоянно.

12. Двери в учебном помещении несут нагрузку «открывания и закрывания». С позиции эстетики учебного помещения поверхности двери не используются для размещения информации учебного, административного и инструктивного характера. С этой целью возможно размещение на внутренней продольной стене небольшого стенда (лучше пробкового) для информации.

13. Стены учебных помещений должны быть гладкими, без щелей, признаков поражений грибком, допускающими их уборку влажным способом. По этой причине не допускается применение бумажных обоев. Также невозможно применение пластиковых покрытий для стен по причине пожарной безопасности. Поверхность стен должна быть матовой, чтобы не появились блики. Возможно оборудование подвесных потолков из материалов, разрешенных для применения в образовательных учреждениях, при условии сохранения установленной высоты помещений.

14. Радиаторы отопления или батареи должны иметь поверхность, допускающую их уборку влажным способом. С целью соблюдения норм и правил техники безопасности нахождения обучающихся в учебном помещении следует использовать специальные экраны для батарей, выполненные из негорючих материалов низкой теплопроводности.

15. Полы в учебных помещениях должны иметь дощатое, паркетное, плиточное покрытие или линолеум без нарушения целостной структуры, что является залогом сохранения здоровья обучающихся при их передвижении по учебному помещению. В случае использования плиточного покрытия поверхность плитки должна быть матовой и паркетной, не допускающей скольжение. На полу не должно быть размещено оборудование (провода и т.д.), мешающее безопасному передвижению обучающихся. Поверхность пола не должна иметь пестрый рисунок.

16. Потолок учебного помещения должен быть в хорошем состоянии, без отслоившейся краски или штукатурки.

V. ОРГАНИЗАЦИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

1. Технические средства обучения – это устройства, помогающие учителю обеспечивать обучающихся учебной информацией, управлять процессами запоминания, применения  знаний, контролировать результаты их обучения.

2. Используются только те виды технических средств обучения, которые соответствуют достижению целей образовательной программы начальной школы.

3. При решении вопроса об организации использования технических средств обучения (персонального компьютера для учителя, интерактивной доски, тележки Bretford Notebook Mobility Cart, мультимедиа проектора, телевизионного комплекса, DVD- Плеера, аудиомагнитофона  и т.п.) классные комнаты, кабинеты и лаборатории обеспечиваются:

· подводкой электрического тока и безопасными розетками возле рабочего места учителя и на задней стене учебного помещения;

· тележками-подставками для технических средств обучения;

· экраном.

Целесообразно хранение тележек Bretford  Notebook  Mobility  Cart, учебных лабораторий и другого  оборудования в специально отведенных для этой цели помещениях.

4. Использование интерактивной доски SMART Board побуждает детей к активной  работе, помогает донести материал до каждого ученика в классе. Большой экран виден каждому ученику, что позволяет учителю владеть вниманием всего класса. В комплекте к доске прилагаются маркеры, которыми выполняются надписи на доске. Отвечая современным целям образования, интерактивная доска использует различные стили обучения, слуховые,  кинестетические.  

 ДОКУМЕНТ СКАЧАТЬ И ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ -->

 

Представьтесь

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Герои дня

Хор учащихся и педагогов нашей школы "Вдохновение"

На форуме

Наша форма

Наш опрос

Ведешь ли ты здоровый образ жизни?
Всего ответов: 490

Мы ВКонтакте

    КВН
    ШТЭМ